Обычно английские школьники начинают учиться в возрасте 5 лет и заканчивают обучение в 16. Многие продолжают обучение дальше до 18 лет . Существует возможность начать посещать школу в 3 года. Школьники, которые продолжали обучение до 18 лет завершают его в колледжах или университетах, получая "дальнейшее" и высшее образование.
Ясли. Подготовительные школы.
Очень маленькие дети ( в возрасте до 5 лет) посещают школы ясельного периода. Занятия проходят либо по утрам или после обеда. Упор делятся на развитие академических, социальных, лингвистических и эстетических навыков через игру, музыку, искусство, драм, и ручной труд. Дети получают основные навыки чтения, письма и счета, которые готовят их к школьной жизни. Например, знакомство с математическими концепциями проходит через применение различных игрушек, предметов и материалов, таких как пазлы, камешки, глина и пр. Развитие языковых навыков проходит через обучение стихам, рассказам и пению, физическое развитие - через музыку, движение и игры.
Развитие познавательной активности в различных областях базовых знаний и привычка получать удовольствие от учения вырабатывается путем поощрения самостоятельности в подготовке устных сообщений-топиков, в приготовлении пищи, Работа с натуральными материалами, выходы на природу и другие занятия рассматриваются как разновидность творческой работы.
Класс в этот период - 10-15 человек. За класс отвечают обычно три сотрудника: учитель и вспомогательный персонал, в частности специально обученная няня по уходу на каждые пять человек. Часто класс делится на подгруппы в зависимости от способностей детей. Подходы в обучении варьируют от традиционных до более "центрированных на ребенке", когда дети заняты исследовательской или творческой работой под наблюдением взрослых большую часть времени.
Начальная школа.
В начальную школу принимаются дети в возрасте 5-7 лет и учатся до 11-13 лет. Прием в школу зависит от предыдущей успеваемости и результатов собеседования с Директором. Некоторые школы могут предложить сдать вступительные тесты по английскому языку и математике. Прием зависит от Директора, чье решение окончательно. В начальной школе дети изучают 10 дисциплин . Три из них - основные: математика, английский, естественные науки. В конце каждого академического года по этим предметам проводится тестирование . Остальные семь: история, география, один из современных языков (обычно французский), технология, включая IT, искусство, музыка, физическая культура.
До 8 лет занятия ведутся одним учителем. После воcьми лет дети могут быть сгруппированы по способностям, и появляются учителя-предметники. В 9-10 лет упор делается на индивидуальное обучение по предметам и уделяется большое внимание требованиям GCSE. В еще более старшем возрасте ученики, оставаясь классом во главе с классным учителем ( 15-18 человек), посещают занятия по предметам в разных группах, которые формируются в соответствии со способностям учеников.
Число предметов возрастает до 12-15 ( например, латынь или греческий, скульптура, дизайн и технология). Другими элементами учебного плана могут стать тематические занятия, групповые мероприятия и проекты, полевые исследования и учебные поездки. Большое внимание уделяется компьютерной грамотности как интегральной части обучения.
Большое внимание уделяется предметам, связанным с искусством. В большинстве школ есть различные оркестры, хоры, драматические кружки, проводится большое количество концертов, различных фестивалей как в самой школе, так и за ее пределами. Организуются посещения художественных галерей, оперных и балетных спектаклей, театров и концертов.
Занятия физической культурой - очень важная часть учебного плана. Занятия спортом являются обязательными. Особенно популярны командные виды спорта, игры в команде: футбол, крикет, регби для мальчиков, английская лапта, гимнастика, хоккей и лакросс для девочек. Популярен теннис. Последние годы многими признается, что командные виды спорта нравятся далеко не всем ученикам, поэтому школах возросло число доступных "несоревновательных" видов спорта: сквош, верховая езда, гольф, бадминтон и т.д. Поощряется занятия спортом в свободное время. Большинство школ имеют для этого прекрасные условия ( крытые бассейны, футбольные площадки, тенсисные корты, сквош и пр),
В большинстве школ прекрасные библиотеки. Поощряется чтение как таковое.
Старшая школа.
В старшую школы принимаются дети с 11 ( мальчики часто - с 13) лет. Учатся до 16 лет. В 16 лет, по окончании двухгодичного курса обучения, сдаются экзамены GCSE. После сдачи GCSE можно прекратить обучение, можно перейти на следующую ступень, которая также длится 2 учебных года и заканчивается сдачей экзаменов GCE А Level.
В течение 2 лет, предшествующих сдаче GCSE изучаются: английский, математика, физика, химия и биология ( иногда эти предметы объединяются о общий курс "естественные науки"), современный язык (французский, и\или немецкий, испанский), история, география, религия, информационные технологии, физическая культура, искусство, драма, музыка, технологии дизайн. Может предлагаться латынь, домашняя экономика.
Число учащихся в классе - 12-18 человек. Особенность - организация обучения в "потоках" в зависимости от индивидуальных склонностей учащихся и их способностей по каждому из предметов. Это означает, что учащиеся посещают занятия по предмету в группе, состоящей из учащихся разных классов потока но с одинаковым уровнем способностей и успеваемости по этому предмету. Ученик может быть в "сильной" группе, например, по гуманитарным предметам и в "слабой" - по математике.
В 14 лет учащиеся начинают двухгодичный курс обучения (10 и 11 годы обучения), который заканчивается сдачей GCSE и получением соответствующего сертификата. Ученик имеет право выбрать из всего объема предметов, т.е. из 13 8 или 9, наиболее способные могут выбрать 10 или 11. Практически обязательными являются английский, математика, естественные науки.
Одна из главных особенностей английской школы - оценка положительных результатов. Иными словами, ученики оцениваются по принципу выявления того, что они могут продемонстрировать наилучшего на основании своих знаний и умений, а не на основании регистрации и констатации того, что они не умеют.
Реализуется этот принцип путем применения нескольких приемов. Во-первых, значительная часть итоговой оценки (не менее 20 %) получается в результате сдачи курсовых работ в течение года, а не только на результатах экзаменов, что позволяет проследить во времени прогресс или, наоборот, отставание ученика, а также позволяет школьнику продемонстрировать результаты своего труда не "одномоментно", а в развитии. Во-вторых, учащиеся экзаменуются по дифференцированным заданиям , рассчитанным на соответствие уровня знаний определенной оценке.
Шестой класс ( Six Form)
После сдачи GCSE английский школьник может закончить свое академическое образование. Продолжение учебы далее - дело добровольное. Те, кто принял решение получать высшее образование, переходит на следующую ступень - в 6 класс ( Six Form). Обучение в 6 классе длится 2 года. Фактически, это 12 и 13 год обучения. В этот период особенно поощряется самостоятельный подход к учебе. Организация учебного процесса способствует повышению ответственности ученика за результат своего труда. Большее внимание уделяется развитию умения определять приоритеты и распределять время. Индивидуальные занятия и самоподготовка занимают значительную часть времени.
На этом этапе обучения изучаются три - четыре предмета для сдачи экзаменов GCE A level ( General Certificat of Education Advanced) . С 2002 г. в британских школах нчали изучать большее число предметов и сдавать так называемые AS qualifications. Объем материала и, соответственно, учебного времени при изучении предметов AS в два раза меньше, чем A level. Соответственно экзамены по двум предметам AS level приравниваются к одному A level. Оценки, полученные при сдаче AS level "весят" при приеме в университет в два раза меньше ( A = 5 баллам, B = 4 баллам и т.д.)
Это позволяет учащимся расширить круг предметов, изучаемых в 6 классе или брать дополнительный предмет в соответствии со своими интересами. Часто на практике встречающаяся комбинация 2 А и 2 AS, что позволяет подходить в учебе более гибко и может также обеспечить нужным числом баллов при поступлении в университет.
Предметы, изучаемые на этом уровне, могут быть теми же, что и предыдущие годы обучения. Однако на этом уровне широкий выбор предметов, которые можно начинать учить "с нуля": экономика и бизнес, юриспруденция, современные языки (например, китайский или русский). Крайне важно тщательно взвесить выбор предметов, так как от него зависит дальнейшее поступление в университет и, возможно, прохождение конкурса при приеме на работу.
Практикуются два способа сдачи экзаменов на этом уровне. Традиционный (линейный) и модульный, который получает все большую популярность в последнее время и число предметов, доступных модульной сдаче, растет. Традиционный способ оценки знаний заключается в том, что последние, решающие экзамены сдаются по окончании двухгодичного курса.
Модульные экзамены позволяют делить обучение на определенное число дискретных частей или модулей. По окончании изучения материала каждого модуля сдается экзамен, причем результаты оцениваются не самой школой, а экзаменационной комиссией вне школы. Модули можно пересдавать для улучшения результатов, а также накапливать модули в течение 4 лет. Учебных модулей и, соответственно, экзаменов по ним не может быть больше, чем 3 в году. В соответствии с правилами сдачи экзаменов, модульные курсы не могут составлять более 70 % от общего объема учебных дисциплин.
Систему А/AS-Level часто критикуют за узость, излишнюю специализацию и ограничение выбора предметов. Многие школы для создания "противовеса" вводят в программу не экзаменационные обязательные предметы, изучение которых способствует всестороннему развитию знаний ученика.Обычно английские школьники начинают учиться в возрасте 5 лет и заканчивают обучение в 16. Многие продолжают обучение дальше до 18 лет . Существует возможность начать посещать школу в 3 года. Школьники, которые продолжали обучение до 18 лет завершают его в колледжах или университетах, получая "дальнейшее" и высшее образование.