Смысл этой системы состоит в том, что студенты теперь более не сдают общепринятую сессию, а получают «кредиты» по итогам своей работы за учебный год. То есть критериями оценки для преподавателей является количество часов по предмету в неделю как лекционных, так и практических, а также время самоподготовки студента. Кредиты в ECTS могут быть получены только после выполнения необходимой работы, и получения соответствующей оценки достигнутых результатов обучения.
За успешную сдачу предмета студент получает то количество «кредитов», которыми этот предмет оценён. Согласно системе, за год обучения в вузе студенту необходимо набрать 60 кредитов, т.е. по 30 кредитов за семестр (полгода).
В общем, нагрузка студента по программе во многих странах Европы равна примерно 1500-1800 часам в год, и в этих случаях один кредит равен примерно 25-30 рабочим часам, в которые входит все компоненты учебной программы: такие, как посещаемость, самоподготовка, практические и теоретические занятия, практика, подготовка к дипломным работам, специальные курсы и прочее.
Но существует и другие стандарты получения кредитов, если студент учится по обмену. Например, в рамках обменной программы в Испании, представленной компанией РЕКТОР, один «кредит» равен 10 рабочим часам.
Таким образом, когда необходимое количество «кредитов» набрано, каждый предмет в конце года будет заканчиваться экзаменом и студент будет получать оценки типа А, B, C, D, E, F.
Дело в том, что внедренная система кредитов ECTS упрощает отслеживание компетентности студентов и сближает национальные образовательные программы. А в рамках Евросоюза – это очень удобно, так как есть общепринятый стандарт, по которому вузы разных стран могут оценить свои образовательные программы. Также система ECTS заметно облегчает переход из одного европейского ВУЗа в другой.
В студенческой среде еще нет сформировавшегося отношения к этой масштабной реформе образования. В целом же ECTS считается одной из наиболее эффективных систем.